Нужны ли водительские права для управления электротранспортом?

22 ноября 2018
GYROMANIA

В последнее время у наших покупателей часто возникает вопрос о необходимости наличия водительского удостоверения для управления легким электротранспортом, таким как: электросамокаты, электровелосипеды, электроскутеры, электромопеды и т.д. Юристы интернет-магазина Gyromania помогли разобраться в этом вопросе.

Мощность электродвигателей

В настоящее время в нашем интернет-магазине представлен широкий выбор персональных средств передвижения, оборудованных электрическими двигателями мощностью от 150Вт (детские электросамокаты) до 4000Вт (мощные электроскутеры и электросамокаты для взрослых) и максимальной скоростью от 10 до 80 км/ч. С каждым годом появляется все больше новых моделей электросамокатов, сигвеев, электровелосипедов, электроскутеров с мощными моторами и емкими аккумуляторами, благодаря чему они превращаются в полноценный транспорт для передвижения по городу на небольшие и средние расстояния, постепенно вытесняя классические велосипеды и самокаты. Особенную популярность завоевали электрические самокаты и электроскутеры, при этом, некоторые электросамокаты могут быть оборудованы сиденьем, из-за чего они и визуально, и по удобству вождения становятся максимально похожими на обычные скутеры и мотороллеры с двигателем внутреннего сгорания. Именно поэтому к водителям такого электротранспорта все чаще появляются вопросы у инспекторов ДПС.

Разберемся с основными понятиями

Еще в 2013-м году в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ была введена новая категория транспорта «М», которая включает в себя скутеры, мопеды и легкие квадрициклы, для управления которыми необходимо наличие водительского удостоверения соответствующей, либо иной другой категории или подкатегории.

Право на управление транспортным средством категории «М» могут получить лица, достигшие 16-летнего возраста. Отсутствие прав влечет административную ответственность. Примерно с 2014 г. появилась практика наказания граждан за управление электротранспортом в отсутствие водительских прав, а также в состоянии алкогольного опьянения. Нередко водители страдали от собственной правовой безграмотности, однако в большинстве случаев они становились жертвами непрофессионализма и откровенного нарушения закона со стороны сотрудников ГИБДД.

Правила дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090), по состоянию на момент написания данной статьи (12.11.2018 г.) содержат следующее определение термина «Пешеход»: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В связи с активным развитием электротранспорта, некоторые термины в ПДД были уточнены Постановлениями Правительства РФ №221 от 22.03.2014 и №1097 от 24.10.2014:

«Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопеддвух- либо трёхколёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

И, наконец, Постановлением Правительства РФ №832 от 12.07.2017 г. в ПДД был введен термин «электромобиль», дающий определение самого крупного вида транспорта на электротяге. Приведем его здесь в познавательных целях, чтобы полностью осветить правовое регулирование всего спектра персонального электротранспорта:

«Электромобиль» - транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Таким образом, для управления электротранспортом: 

  1.  с мощностью двигателя от 250W до 4000W необходимо водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «М» (мопеды); 
  2. с мощностью двигателя от 4000W до 11000W – права категории «А1» (легкие мотоциклы); 
  3. с мощностью двигателя от 11000W и выше– права категории «А» (мотоциклы); 
  4. для управления «устройством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», «приводимым в движение электрическим двигателем», т.е. электромобилем – права категории «В».

К сожалению, законом не конкретизируется правовой статус всех видов электротранспорта. Тем, не менее, анализ п. 1.2 Правил дорожного движения позволяет сделать вывод, что пока гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, а также прочие моноколеса и электроботинки, приравниваются к пешеходам и для управления ими водительское удостоверение не требуется.

Можно ли ездить без прав категории М?

Из анализа действующего законодательства можно сделать однозначный вывод, что без прав разрешено управлять любым электротранспортом, при условии, что мощность его двигателя не превышает 250 ватт (2,5 кВт). Также, транспортными средствами категории «М» (т.е. мощностью от 250 Ватт до 4 000 Ватт) можно управлять при наличии водительских прав более высокой категории.

P.S. Продолжение следует...., и в следующей статье мы осветим следующий вопрос: На каких видах электротранспорта можно ездить по тротуарам?